наконец, на четвёртом курсе, свершилось - нам дали практику!
нет, не ту, которая летняя.
практику в том смысле, что мы теперь не просто код пишем или текст в ворде набиваем или примерчики решаем - мы
собираем настоящие схемы!
Точнее как. У всех есть индивидуальное задание на семестр. Тупо тема. М ысами подбираем схему, сами рассчитываем её.. а потом нам выдают элементы и мы воплощаем схему в жизнь!
боже, как я радовалась. поначалу. у меня же папа - боец фронта паяльника. да и сама я паяльником меченая - вот уже 20 лет на правой руке у меня нехилых таких размеров шрам. а из-за того, что семья неполная, мне подсознательно оооочень хотелось быть похожей на папу. возможно это и предопределило моё увлечение компами)
но не суть.
суть в том, что не все элементы можно просто так взять и воткнуть в бредборд. иногда их приходится паять к платкам с пинами и уже потом втыкать.
к моменту первой лабы я держала паяльник ровно один раз в жизни. у лёши. это было 2,5 года назад. я чуть не пищала от радости, когда мне вручили в руки паяльник и снисходительно разрешили спаять два провода. это ж прямо ВААААУ было. на новый год я попросила подарить мне паяльник тоже (наверное в детстве он мне не только на руку упал ,но ещё и мозг прожёг немножко), но получила гораздо лучший подарок - мультиметр. вылезя из-под ёлки, я немедленно затребовала батарейки, чтобы потыкать, измерить и попищать от радости ещё. короче потом мультиметр лежал два года в столе и вот наконец пригодился)))
представьте моё офигение, когда на первой лабе меня посадили паять. о_О ну, по правде говоря, тогда мне довелось припаять лишь один контакт, но я надулась от гордости до размеров слона.
сдуться пришлось сегодня.
читать дальшевсё это время я мучилась со схемой на дому. какого-то гхыра она не работала. в конце-концов всё более-менее заработало, но я выявила проблему в выданном транзисторе - он не мог работать на такой большой частоте, на которой мне нужно. он и на маленькой начинал греться и вонять.
короче принесла я сегодня на лабу свою схемку, пожаловалась. показательно включила. мне сказали, что проблема в частоте и посоветовали её увеличить. я увеличила, ага. и подождала. завоняло и подложка ОБУГЛИЛАСЬ. я быстренько вырубила, подождала, пока остынет. и решила повторить эксперимент и замерить температуру (спасибо, мультиметр). по даташиту транзюк работает в диапазоне от -55 до 175 градусов. включаю. тычу термопарой. цифры растут.
- на скольки вырубать?, - кричу преподу
- на 50 градусах
- блин, уже 60!!!
приняли, что транзистор не подходит. нужен новый.
новый мне выдали на схемке от ...пейджера? такой милипусенький транзюк там был. посадили меня паять провода.
вот тут-то я и обломалась.
во-первых, я не смогла провода очистить)) отрезала не только покрытие, но и весь провод. тогда мне дали старую плату и сказали отпаять от неё. ну, отпаивать - дело нехитрое: тыкнул - оно и отвалилось.
припаять оказалось сложнее. несколько раз я близколежащие провода склеивала между собой. потом в какой-то момент незакреплённая плата сдвинулась и припой утёк под конденсаторы. тыкала, тыкала - достать не могла. фена нет. в лучших традициях "сила есть - ума не надо" нажала на паяльник, ткнув им между двух конденсаторов. добралась до припоя, но один из конденсаторов заметно сдвинулся...
мне сообщили "рождённый кликать паять не может". я обиделась.
препод спаял мне провода сам, вручил платку и отправил пересобирать схему. я пересобрала, восхитилась, потыкала мультиметром, чтоб проверить - кричу, что всё работает, всё круто.
тогда мне сказали взять осциллограф.
я не знаю, что именно пошло не так.. но когда я ткнула им в платку раздался звук шипения масла на сковороде и от платы пошла струйка дыма о____О я в шоке, мне сказали ,что первый сгорит светодиод, смотрю на него - он мигает, а дым идёт!!!!! вырубила всё. а дымок красивый. белый. тоненький. и воняет..
а виноват был опять транзистор. он ещё и вспучился.
короче ужасно мы живём, но иногда это смешно.
а схему опять переделывать.
впрочем, как сказал Даня "не спалил - не паял". так что с боевым крещением меня, тип